Красная книга российской эстрады

Братья Покрасс

Отец, Яков Моисеевич Покрасс, родом из старинного военного поселения близ Киева, в начале 1890-х гг. переехал с семьей в Киев, где работал продавцом в колбасном магазине.

Самуил Яковлевич Покрасс (1897, Киев - 15.09.1939, Нью-Йорк) рано начал обучаться игре на скрипке. В 1907 году был принят в Киевское музыкальное училище по классу скрипки и по классу фортепиано.
В 1913-17 гг. в Петербургской консерватории обучался по классу фортепиано. Уже с 1913 года преуспевал как виртуозный аккомпаниатор, увлекался эстрадой, писал романсы.
Два его лучших романса «Дни за днями катятся» (ст. П.Германа) и «Две розы» (ст. А.Д'Актиля) вошли в репертуар М.Вавича и В.Сабинина. Продолжают исполняться современными вокалистами.
Исполнение романсов эстрадными знаменитостями, выступавшими в лучших концертных залах, принесло громкую известность молодому композитору.
В 1917-23 гг. жил в Киеве. Выступал как эстрадный пианист, виртуоз-аккомпаниатор своим романсам («Былые мечты», «Море слез», ст. и исполнение Шуйского), автор эстрадных песен «интимного жанра».
В качестве мастера блестящих импровизаций находил восторженный прием у аудитории.
В 1920 году в содружестве с поэтом П.Григорьевым создал несколько боевых песен для войск Киевского военного округа. Песня-марш «Красная армия всех сильней» («Белая армия, черный барон...», 1920),
соединяющая суровый маршевый ритм революционных песен («Варшавянка») и бытовой песни, получила широчайшее распространение на языках разных народов (Чехословакия, Польша, Австрия, Венгрия, Испания, Германия, Норвегия).
В 1923 года дебютировал в Москве песенкой о мюзик-холле в только что открывшемся мюзик-холле «Аквариума». Песня превратилась в эмблему театра.
Значительную часть программы занимали «Музыкальные картины» - инсценировки романсов композитора («Дни за днями катятся», «Песня остается песней», ст. Германа; «Из мертвых уст» и другие на ст. Д'Актиля).
Они носили оттенок скорбных настроений, разочарования, несбывшихся надежд. В феврале 1924 года композитор выехал в Берлин. В 1927-28 гг. жил в Париже, затем обосновался в США, где руководил небольшим джазом, писал различные танцы.
Широко известна его музыка к фильму «Три мушкетёра» (США), шедшему на отечественных экранах. Ранняя смерть не позволила полностью раскрыться его блестящему дарованию.

Дмитрий Яковлевич Покрасс (26.10(17.11).1899, Киев - 20.12.1978, Москва). Народный артист СССР (1975).
С 8 лет в поисках заработка исполнял куплеты, отбивал чечётку, гастролируя по городам, впитывая музыку окраин старого Киева: военных оркестров, еврейских свадеб и вечеринок, кинематографов, синагогальных служб и весёлых украинских плясок.
В 1914-17 гг. обучался в Петроградской консерватории по классу фортепиано. Студентом сочинял романсы и песни для артистов варьете. Издал серию романсов «Ирмочка» («Гримасы жизни») с предуведомлением:
«Интимные песенки кабаре жанра Изы Кремер, Вертинского, Сабинина, Хенкина». В музыке романсов копировал стилистические манеры известных салонных артистов, использовал обороты модных танго, тустепа, вальса-бостона.
Писал песенки «интимного жанра» для исполнителя «баяна цыганской песни» В.Шуйского («Стыдливая чайная роза», «Вы улыбнулись мне», «Мичман Джонс», «Танго Долорес», на ст. П.Германа, О.Осенина).
В 1917 году вернулся в Киев, работал аккомпаниатором. В 1919 году в Ростове-на-Дону работал в эстрадном театре «Кривой Джимми». В 1919-21 гг. служил в Первой Конной армии.
В честь освобождения Ростова Первой Конной армией написал песню, получившую всенародную известность, «Марш Будённого» (1920, ст. А.Д'Актиля).
Однополчанам Первой Конной армии посвятил ещё несколько произведений («Гей-гей, седлай коней», ст. Д.Бедного, кантату «Вперед», песню-марш «Красные кавалеристы» - обе на ст. С.Минина).
С 1923 года - в Москве, работал в разных жанрах эстрадной музыки. Писал музыку для театров миниатюр и кабаре, в «Альказаре» аккомпанировал Т.Церетели, цыганскому хору, цыган, исполнительницам цыганской песни Е.Доберо, О.Варгиной.
Пытался преодолеть инерцию эстрадных штампов в романсах на тексты «высокой» поэзии - стихи А.Блока («Я у ног твоих»), И.Северянина («Я чувствую, как падают цветы») и др.
В 1923-26 гг. - главный дирижёр и заведующий музыкальной частью московских театров «Палас» и «Эрмитаж». В 1926-36 гг. главный дирижер и заведующий музыкальной частью Московского мюзик-холла.
С 1932 по 1954 гг. работал в соавторстве с братом Даниилом Покрассом. В 1936-72 гг. - художественный руководитель эстрадного оркестра ЦДКЖ.
Автор песен, музыки к фильмам, а также музыки к драматическим спектаклям. После кончины брата Дмитрий пишет «Марш мотопехоты» (ст. Е.Долматовского, 1957), «Великий город» («Песня о Москве», ст. А.Пришельца, 1974),
«Люба, Любушка, Любовь» (ст. П.Градова), «Родной городок» (ст. М.Светлова, 1975), «Марш БАМ» (ст. М.Вершинина, 1975) и други песни.
Автор музыки к драматическим спектаклям «Красные дьяволята» (1950), «Конармия» (1950), произведений для скрипки, романсов.

Даниил Яковлевич Покрасс (17 (30).11.1905, Киев - 16.04.1954, Москва). Лауреат Государственной премии (1941).
В 1917 году окончил Киевское музыкальное училище. В 1917-21 гг. учился в Киевской консерватории по классу фортепиано. С 1921 года жил в Москве, где учился композиции.
Вместе с братом Дмитрием работал в Театре художественных миниатюр «Палас».
В 1926 году впервые появилось в печати имя Даниила Покрасса, опубликовавшего в издательстве АМА романс «Эх, лошадушки, быстрей» на ст. Е.Борисова. В 1936-51 гг. вместе с братом - музыкальный руководитель оркестра ЦДКЖ.
Благодаря контрасту характеров братья в работе хорошо дополняли друг друга: взрывной, динамичный Дмитрий предлагал мелодию рассудительному, несколько флегматичному Даниилу, который вёл фортепианную партию.
Братья Покрасс - авторы известных песен: «Если завтра война» (ст. В.Лебедева-Кумача, 1938), «Три танкиста» из к/ф «Трактористы» (ст. Б.Ласкина, 1939).
Они близки к революционным песням, походным маршам, отличаются плакатным стилем, «речевыми» интонациями, ярким динамизмом.
С голоса Л.Утёсова страна запела песню «Дан приказ - ему на Запад» (ст. М.Исаковского, 1938), суровую и одновременно лирическую.
Популярностью пользовались «То не тучи - грозовые облака» (из к/ф «Я - сын трудового народа», ст. А.Суркова, 1938) и особенно «Москва майская» (из к/ф «Двадцатый май», ст. В.Лебедева-Кумача, 1937) с её победоносной мажорностью.

Ещё один брат - Аркадий Яковлевич. Он не был композитором, но тоже получил музыкальное консерваторское образование и прославился как виртуозный пианист и аккомпаниатор. В частности, он много концертировал и записывался с Вадимом Козиным.

<
Сага о Покрассах